?

Log in

No account? Create an account

[icon] Китай, часть 3. Shenzhen Museum - Dyor's Half-a-Live Journal
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.

Tags:, ,
Security:
Subject:Китай, часть 3. Shenzhen Museum
Time:02:00 am
Предыдущая часть (по неаккуратности я её грохнул, но она осталась в буфере обмена, так что перепостил без потерь - погибла только пара незначительных комментариев... и адрес поменялся).

В любом городе, в который я попадаю, я по возможности стараюсь заглянуть в местный краеведческий музей. В Гонконге у меня в этот раз в Hong Kong History Museum попасть не получилось, а вот в Шеньчжене это было, по сути, первое место, куда я пошёл. Памятуя о некотором сходстве политических систем СССР и КНР, я ожидал стандартный набор "палеонтология - археология - быт - войны - архитектура - быт", лающих на фотоаппарат смотрителей и повышенную стоимость билета для иностранцев. Ошибся. Снимать можно чем угодно кроме, наверное, совсем серьёзных телекамер, вход бесплатный для всех. Рюкзак, правда, попросили сдать, мотивируя это не столько заботой о сохранности экспонатов, сколько заботой о моей спине. Стандартный набор, конечно, тоже присутствует, но исполнение отличается радикально.

Таблички дублированы на вполне нормальном английском... и не только таблички, но даже мраморные доски, высеченные вручную, которые предваряют отделы выставки. Экспозицию я обходил не в хронологическом порядке и снимал только наиболее интересные с моей точки зрения вещи, однако здесь я попробовал рассортировать картинки именно в хронологическом порядке. На сайте музея фотографий несколько больше, но они в меньшем разрешении и не сопровождаются детальными подписями. Кроме того, я не зашёл в подвальный этаж, но, надеюсь, мне удастся визит туда повторить.

Часть текста поста может вызвать у определённой категории жж-юзеров (в рамках весеннего обострения) приступы великодержавной зависти и агрессивной ностальгии, поэтому предупреждаю - если вы желаете потрепаться за политику - вам сюда. Подписи к картинкам не выражают моей точки зрения, а являются просто подписями.

Музей занимает часть Шеньчженьского Гражданского Центра (а попросту - горсовета). Об этом примечательном здании (и не только о нём) я расскажу в следующей части, а пока - приготовьте трафик и запаситесь терпением. Под катом вас ждёт 83 картинки на 8,7 мегабайта.





2. Атриум. Люди для масштаба. Площадь экспозиции - 9000 квадратных метров.
Есть ещё одно здание, "старое", в другом районе - но туда я не попал


3. Экспозиции предваряются такими монументальными барельефами.
Помимо стекла и мрамора там, кажется, цельнолитая бронза. Этот посвящён первобытной эпохе


4. Диорама "Переселение народа юэ 2000 лет до н.э."


О диорамах стоит сказать поподробнее. Люди в них исполнены настолько натурально, что когда я первый раз их увидел, то сначала засомневался, не живые ли они - особенно с учётом того, что многие инсталляции подзвучены, так что создаётся максимальный эффект присутствия. Кожа выполнена из силикона, волосы не исключено что настоящие (как парики делают), глаза - из стеклопластика. О реалистичности исполнения может сказать и то, что на фотографиях фигуры выглядят более искусственно, чем при разглядывании вживую с полуметра. Только осторожно потрогав парочку, я убедился что это всё же манекены. Есть ещё бронзовые и пластиковые скульптуры, но и они исполнены с приданием максимальной индивидуальности каждому изображённому человеку. Предметы тоже вполне настоящие, а многие - и вовсе подлинники.

Несмотря на то, что самому городу Шеньчженю всего тридцать два года, история человеческих поселений в этих местах простирается куда дальше истории Китая как государства - а китайское государство, несмотря на все исторические перипетии, является древнейшим из сохранивших полную историческую преемственность до наших дней. Современная провинция Гуандун - едва ли не самое благоприятное для человека место на земле: почвы плодородны, пресной воды в достатке, море изобильно, с фауной до недавних пор всё тоже было более чем в порядке. Зима мягкая и сухая, лето влажное, но умеренно жаркое. Климат тропический (Шеньчжень находится на несколько десятков километров южнее Северного тропика), муссонный, так что люди тут живут много тысяч лет, а современным археологам и антропологам вполне есть чем поживиться. Однако, стоит вернуться к экспозиции.

5. "Дома на воде" - жилые и торговые лодки.
Что-то похожее сохранилось до наших дней в Юго-Восточной Азии и Индокитае


6. Ловцы жемчуга - основные обитатели лодок. Шляпы - особенные, профессиональное отличие


7. Морская битва при Туньмэне

Туньмэньское сражение 1521 года - первый в истории случай, когда коренным обитателям Востока удалось победить в открытом бою европейских колонистов, в данном случае португальцев, которые похищали детей из местных прибрежных деревень для продажи их в рабство в Малакке. Действие происходило в заливе, который сейчас носит название Шеньчженьского, а также в бухте Сицао (современный залив Цуен Ван в Гонконге). Соединения императорского регулярного ВМФ разгромили и обратили в бегство португальскую эскадру под командованием адмирала Симона де Андраде. Второе сражение год спустя закончилось с тем же результатом.

8. Входная композиция отдела XVIII-XIX веков


9. Барельеф, посвящённый истории Опиумных войн


10. Сцена времён Опиумных войн (середина XIX века)


11. Макет какого-то события из XIX века, фигуры взрослых высотой примерно 30-35 см.
Какое событие - не помню, но что-то не слишком приятное


12. Этот стенд, кажется, о китайской эмиграции конца XIX века


13. Макет станции Луоху, конец XIX века
Сейчас на этом месте - вокзал Шеньчжень-Главный


14. Британский таможенный пост на границе с Гонконгом, конец XIX века


15. Улица Чжонъйин в районе Луоху. Погранпункт образца 1898 года


Эта улица, также известная как "Китайско-британская улица" - кусочек Гонконга в Шеньчжене (сразу скажу - я там не был). Расположена в районе Луоху (Ло Ву на кантонском диалекте). Это традиционный торговый район, и даже сейчас континентальные китайцы, заплатив 10 юаней за "входной билет" и 10 юаней визового сбора, могут покупать там товары по гонконгским ценам (которые из-за разницы курсов HK$ и юаня ниже, да и ассортимент отличается, кроме того, нет континентальных пошлин и налога с продаж), что дешевле, чем платить 60 юаней за поездку туда-обратно на метро, и быстрее, потому что не нужно стоять в очередях (быстрых, впрочем) на КПП "Порт Футьен" и "Луоху". Кроме того, им не нужно получать гонконгскую визу - для поездок в Гонконг, Макао и на Тайвань у континентальных китайцев есть особый тоненький загранпаспорт, визы выдаются, как я понял, в заявительном порядке, но, например, госслужащие, в отличие от обычных граждан, могут получить максимум двукратные.

16. Примерно так выглядел Шеньчжень с высоты птичьего полёта сто с небольшим лет назад


17. Реконструкция весеннего ритуала "благословения первой борозды"


18. То же с другого ракурса


19. Торговая улица. Это не просто диорама, а целый комплекс инсталляций, в точности воссоздающих старые лавки.
Надо сказать, что базовый подход с тех пор не слишком изменился - можно сравнить с кварталом из предыдущего поста.


20. Лавки гончара и корзинщика


21. Кузнец


22. Гончар


23. Корзинщик


24. Корзинщик


25. Златошвейка


26. Ткачиха


27. У врача


28. Фармацевт


29. Врач и пациентка. Диагноз, судя по выражениям лиц, вполне очевиден ;)


30. Кондитер. Табличка "не трогать" тут не зря - рисовые сладости выглядят очень натурально.
Сейчас можно купить точно такие же, да и технология не слишком изменилась


31. Церемония почитания Конфуция перед началом урока. В школе учились только мальчики.
Выбритый лоб до темечка и длинная коса - традиционная мужская простонародная причёска до 1920-х годов.
Эта диорама подзвучена: учитель читает молитву построчно, её повторяет сначала вызванный ученик, а потом остальные.
В школе учили чтению, письму, счёту и конфуцианской премудрости.


32. С другого ракурса


33. Господин учитель


34. Видимо, этот молодой человек - головная боль господина учителя ;)
Обратите внимание на выражение лица, позу и кисточку, и сравните с другими учениками.


35. Ученики


36. Ученики


37. "Чжан Лу повторяет за мной, остальные - за ним!"


38. Костюмы кантонской оперы


39. Костюмы пекинской оперы


40. Грим пекинской оперы


41. Свадебный пир
За сто лет изменились, пожалуй, только одежда и причёски.


42. Свадебный пир


43. Свадебный пир


44. Свадебный пир


45. Жених и невеста


46. Ширма


47. Ширма


48. Церемония почитания родителей


49. Паланкин для статуи Будды


50. Шествие с Буддой


51. Шествие с Буддой


52. Шествие с Буддой


53. "Песни в шляпе Лянгмао"
Шляпа "лянгмао" - деталь гардероба народности хакка (кэцзя).

Инсталляция озвучена. Эти песни звучат примерно так, как большинство россиян представляет себе китайское пение - очень высокие ноты и специфическое интонирование. Местами похоже - да-да - на мартовское мяуканье.

54. С другого ракурса


55. Какой-то молебен, кажется, "за тех, кто в море"


56. Фрагмент - участники процессии


57. Жрец


58. Зеваки


59. Свадьба. Жених и невеста - с картинки 45.


60. "Рыбаки"


На этом историческая часть экспозиции заканчивается. Следующая часть - XX век, и тут идеология по полной. Не стоит забывать, что строй в Китае не поменялся, Мао Цзэдун на деньгах, а китайские старшеклассники с деятельностью Ленина и Сталина знакомы куда лучше российских.

61. "Собрание кружка коммунистов"


62. "Поход интеллигенции"
Не поручусь за датировку, вроде бы это конец сороковых.
Фамилии тоже забыл, но это реконструкция реального эпизода, возможно слегка поэтизированная. Кто знает историю КНР - сообразит


63. Шедевр соцреалистической живописи, без преувеличения.
Полотно называется "Поднятие красного флага на рынке Ванму - первый красный флаг с пятью жёлтыми звёздами, поднятый в Китае 1 октября 1949 года"
Собственно, с этого момента и отсчитывается история Китайской Народной Республики.


64. "Китайские трудящиеся"


Экспозиция этого небольшого зала посвящена "культурной революции" - кроме скульптур там газеты и карикатуры (которые я почему-то не снял). Сейчас официальное отношение к "культурной революции" (не говоря уж о неофициальном) далеко от восторженного, вплоть до весьма резких негативных оценок в духе "может быть что-то такое и надо было делать, но не так, в результате мы потеряли десять лет, отбросив страну назад на тридцать". В прессе (включая салонный журнал "Хайнаньских авиалиний") вполне честно рассказывается о буйстве и жестокости хунвэйбинов (как по архивным материалам, так и в виде интервью со людьми, которые в те годы непосредственно участвовали в избиениях и резне, сейчас это в основном раскаявшиеся и безобидные старики). Тем не менее, информация о событиях 1989 года всё ещё "нежелательная" и за её распространение можно как минимум получить по шее от госбезопасности (в том числе и буквально), а то и в тюрьму угодить. Возможно, с приходом очередного поколения партийных функционеров что-то изменится, но... впрочем, я не слишком хорошо разбираюсь в китайской политике и не буду спекулировать на этот счёт.

65. "Китайские трудящиеся", продолжение.


66. Насколько я помню табличку - это первый прядильный станок, заработавший в Шеньчженьской особой экономической зоне.
И именно с этой конструкции (древние американские электромоторы, рычаги от тракторов и бамбук) начался китайский производственный бум.


67. "Строители Шеньчженя"
В этой скульптурной группе - реальные люди, три витрины слева и сзади посвящены как раз им.


68. "Строительство Шеньчженя"


69. "Строительство Шеньчженя" (с другого ракурса)


70. "Строители" (крупный план)
Ещё раз обращаю внимание на скрупулёзность исполнения диорамы.
Цемент, подозреваю, тоже настоящий, причём не исключено, что 1980 года выпуска.


71. "Отдых строителей"
Надо сказать, что эта сценка вполне реалистична.
Народная музыка даже у нынешней молодёжи популярнее более современных жанров.


72. "Товарищ Дэн Сяопин сажает дерево 24 января 1984 года"


73. То же, крупнее.
В витрине рядом (за кадром) лежит подлинник этой самой лопаты.


74. Современный Шеньчжень с птичьего полёта.
Весьма детальный макет под стеклянным полом.


75. Автомобильный КПП "Хуанган" на границе с Гонконгом
Макет-диорама 1:43 или около того


76. Автомобильный КПП "Хуанган" на границе с Гонконгом


77. Макет какого-то выставочного комплекса (не помню какого)


78. Макет контейнерного порта Янтьен, второго в КНР и четвёртого в мире по грузообороту.


79. Телефоны фирмы KONKA
Слева направо сверху вниз: клоны Samsung, LG, Sharp, SonyEricsson и Nokia (у которой KONKA позаимствовала шрифт логотипа)


80. Ноутбук "Великая стена"
Модель где-то восьмилетней давности на Pentium M. Похоже, его собирали там же, где и Fujitsu-Siemens...


81. "Педальная мышь"
Экспонат витрины "детское научно-техническое творчество".
Конструкция выглядит, конечно, странно, но, думаю, тем, кто потерял руки, такое устройство может сильно облегчить жизнь...


82. "В начальной школе"
В настоящей школе я не был, но, думаю, там уже всё куда современнее, чем в этой диораме.


83. Светодиодный экран
Размер конструкции - где-то метров десять на четыре, и глазом она воспринимается как единое целое.


84. Библиотечно-справочный центр
Всё на китайском, права на компьютерах порезаны дальше некуда и никакого интернета.
За компьютерами - живые посетители, а не манекены ;)


На этом прогулка по музею закончена.



В следующей части - город-сад. Стекло, сталь и современная городская архитектура, не отягощённая охранными зонами застройки.
comments: give a kick Previous Entry Поделиться Next Entry


zaitsman
Link:(Link)
Time:2011-03-09 03:09 am
Офигеть, как сделаны манекены. Живые люди на последней картинке выглядят, если честно, примерно так же, как резиновые на предыдущих.
(Ответить) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-09 08:31 am
я ж говорю, чтобы убедиться, что это не живые люди, мне пришлось их потрогать.
(Ответить) (Parent) (Thread)


snark_21
Link:(Link)
Time:2011-03-09 08:13 am
а телефоны и ноутбук - они там к чему выставлены?
(Ответить) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-09 08:24 am
типа достижения современной высокотехнологичной промышленности региона
там ещё много чего забавного - микроавтобус настоящий, упаковка генетически специфичной вакцины-интерферона от гепатита-Б...
(Ответить) (Parent) (Thread)


otter78
Link:(Link)
Time:2011-03-09 08:15 am
a gde zhe kamni?
v kitajskom muzee obyazatel'no dolzhna byt' ekspoziciya kamnej))
(Ответить) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-09 08:25 am
камни, наверное есть, но либо я на них не обратил внимания, либо они в "старом" здании в другом районе
(Ответить) (Parent) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-09 01:14 pm
...и есть отдельный музей камней, в котором я не был.
(Ответить) (Parent) (Thread)


kremator666
Link:(Link)
Time:2011-03-09 01:02 pm
А период правления Чан Кайши у них в музее не освещен или в этом посте не представлен? Просто самая вкуснота в относительно современной истории китая происходила от отмены монархии и до создания КНР. Но может это мне как фанату дизельпанка так кажется.
(Ответить) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-09 01:14 pm
Чан Кайши и партия Гоминьдан там сильно не в почёте, тем более что ни стимпанком, ни дизельпанком в те поры в Китае не пахло ни разу, поскольку Китай в те поры был нищей аграрной страной.
(Ответить) (Parent) (Thread)


kremator666
Link:(Link)
Time:2011-03-09 02:00 pm
Естественно это была полуколония разных стран, но налет дизельпанковости в быстро развивавшемся в 20-х 30-х Нанкине, почти феодальной раздробленности на территории подчиненные разным милитаристам, европейских анклавах, опиумотрговцах вроде Большеохого Ду и прочее и прочее, несомненно имеется. Ну а Гоминьданом все вообще сложно, так-как Мао сам в нем был, да и ссср люто фапал на Чана весьма долго.
(Ответить) (Parent) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-09 02:18 pm
Нанкин, Шанхай, Кантон (Гуанчжоу), Пекин, Тяньцзин и Харбин - это ещё не весь Китай... А Гонконг с Макао тогда и вовсе колониями были.
(Ответить) (Parent) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-09 04:02 pm
Чан Кайши никаким почтением в СССР не пользовался, а Гоминьдан под его руководством в СССР называли не иначе как "кликой" или "сборищем", особенно после 1949 года.

Фап был на Сунь Ятсена (в КНР он вроде бы продолжается) и происходил скорее потому, что он был республиканцем и антиколониалистом, и не дожил до момента, когда Гоминьдан и коммунисты люто и окончательно поругались, что произошло аж в 1927 году (Шанхайская резня). Впрочем, если бы Сунь Ятсен прожил ещё лет десять - возможно, всё было бы совсем иначе, а КПК так бы и осталась "мелкой группировкой, активной в южных провинциях".
(Ответить) (Parent) (Thread)


kremator666
Link:(Link)
Time:2011-03-09 04:30 pm
По началу, на чана ссср возлагал большие надежды (даже после смерти Доктора и резни). Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 20-х ему помогали советские военспецы (точно мгоу сказать, что в 1926 году при нем они еще были), а его сын (вроде бы приемный, не помню уже) учился в Москве. Клеймить его стали только с середины/конца тридцатых, когда поняли, что с левым крылом гоминьдана он мириться не будет совсем, и вообще от ссср отвернулся. Еще в 1939 году Чан просил Сталина вернуть ему полюбившегося вонесоветника В.К. Блюхера (которого сами же и прогнали в 27, лол), но был послан.

Вообще, же генералиссимус является образцовым примером непоследовательности и лихого просера всех полимеров (ну это на мой икспертный взгляд). Надо бы Hearts of Iron за нац китай сыграть и всех нагнуть адово.
(Ответить) (Parent) (Thread)


print_design
Link:(Link)
Time:2011-03-10 01:11 pm
Доходчиво все написано.
Показал ссылку брату, который сейчас как раз находится в этом городе.
Его приятели, которые к слову уже 5 лет живут там, даже не слышали об этом музее.
В общем брат с друзьями теперь пойдет туда, посмотрят, самообразуются.
Спасибо за линк, а то бы так бестолочью и остался (это я о братце)
(Ответить) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-10 01:29 pm
Станции метро Shi Ming Zhong Xin (Civic Centre) или Shao Nihan Gong (Children's Palace) на четвёртой (красной) линии метро. Здание собственно Гражданского центра - огромная "крылатая" конструкция, музей в северном её торце (слева, если идти от "Детского дворца" и справа если - от "Гражданского центра").
Работает на вход до пяти вечера, кажется, если не до половины четвёртого.
(Ответить) (Parent) (Thread)


dyor
Link:(Link)
Time:2011-03-10 01:39 pm
Вообще всяких разных интересных и познавательных мест в Шеньчжене немало - несколько развлекательных парков, хороший зоопарк, десятка полтора разных музеев... и Гонконг рядом, где тоже интересностей хватает. В часе езды на экспресс-поезде - Гуанчжоу с 2000-летней историей...
А если интересна вообще история, то можно в Сиань или Ухань слетать прямым рейсом, благо внутренние авиабилеты стоят раза в полтора дешевле РЖДшной плацкарты на аналогичное расстояние, а авиакомпании там за пассажиров дерутся будь здоров.
(Ответить) (Parent) (Thread)


gruzdov
Link:(Link)
Time:2011-08-12 10:32 am
нет! ну великолепно! краду в копилку!
(Ответить) (Thread)


Michael de`OZ [blogspot.com]
Link:(Link)
Time:2011-10-19 12:14 pm
Интересный мухей. Мне понравилось.
А гдеже город-сад?
(Ответить) (Thread)

[icon] Китай, часть 3. Shenzhen Museum - Dyor's Half-a-Live Journal
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.